Нужна юридическая помощь?  Узнайте, как мы сможем вам помочь

Обжалование решения административного органа

Административное и судебное обжалование решений и постановлений государственного органа

Вопрос обжалования решения административного органа возникает тогда, когда государственный или муниципальный орган принял решение, которым затрагиваются ваши права или права и интересы вашего бизнеса.  В том числе, когда контрольный орган принял решение или вынес определение о привлечении к административной ответственности руководителя организации или саму организацию.

Обжалование решения административного органа

У государственных и муниципальных органов очень широкие полномочия. Например, администрация населенного пункта может принять распорядительный акт (постановление), в отношении земельного участка, который передан вам в аренду. Это распоряжение затрагивает права вашей организации, и вы считаете его незаконным.

Второй пример, это вынесение Федеральной миграционной службой (ФМС) решения о привлечения вашей организации к административной ответственности за нарушение законодательства при заключении трудового договора с иностранным работником. Вы с вынесенным решением не согласны и хотите его обжаловать.

Право на подачу жалобы является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом. Для реализации этого права не нужно чьего-либо согласия и тем более издания актов управления.

Обжаловать решения государственных органов можно двумя путями.

Первый — это административное обжалование. В этом случае жалоба подается в вышестоящую инстанцию.

Второй – это судебный порядок обжалования через подачу искового заявления в суд в качестве административного истца.

Административный порядок обжалования. Составление административной жалобы в предпринимательской сфере.

Административный порядок обжалования, как уже выше говорилось, заключается в подаче жалобы в вышестоящий административный орган.

Например, если территориальная налоговая инспекция вынесла решение о привлечении к ответственности вашей компании, то обжаловать данное решение нужно в налоговую инспекцию субъекта Российской Федерации. Если решение вынес налоговый орган субъекта Российской Федерации, то обжаловать нужно в Налоговую службу России.

Кроме адресата, в который направляется жалоба, административное обжалование также отличается порядком рассмотрения жалобы. Необходимо подробнее определить основные используемые понятия: обращение, заявление, жалоба и должностное лицо:

Обращение (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

Заявление — просьба предпринимателя или юридического лица о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Жалоба — просьба предпринимателя или юридического лица о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов,  либо прав, свобод или законных интересов других лиц, отмене нормативного акта или признания незаконным решения о привлечении к ответственности;

Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Таким образом, административная жалоба — это по сути обращение с просьбой о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов заявителя или других лиц, которое направляется должностному лицу или государственному органу.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который регулирует порядок обращения и рассмотрения обращений граждан, запрещено рассмотрение жалобы тем же лицом, которое приняло обжалуемое решение.

Порядок подачи жалобы на предоставление государственных или муниципальных услуг регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно указанному закону, жалоба должна содержать следующую информацию:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, его руководителя (и/или) работников, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействиях) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием), предоставляющего государственную или муниципальную услугу органа или должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу или муниципальную услугу, многофункциональный центр, учредителю многофункционального центра, в организации,  либо вышестоящий орган (при его наличии), подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу или муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций в приеме документов у заявителя,  либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации. Это касается в том числе и жалоб, поданных через портал Госуслуги.

В процессе рассмотрения жалобы у заявителя есть следующие права:

  • подавать дополнительные материалы или документы, либо обращаться с просьбой об их истребовании;
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассматриваемой жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы выносится решение,  по которому жалоба будет удовлетворена, либо в удовлетворении жалобы будет отказано.

Удовлетворение административной жалобы может быть осуществлено в форме:

  • отмены принятого решения;
  • исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах;
  • возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами.

За нарушение порядка рассмотрения обращения или жалобы, а также нерассмотрения жалобы,  предусмотрена административная ответственность.

Так,  за нарушение  порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан или юридических лиц,  предусмотрена ответственность статьей 5.59. КОАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

За нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы,  либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению,  предусмотрена ответственность пунктом 3 статьи 5.63 КОАП РФ. На нарушителя может быть наложен административный штраф в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Если лицо допустит аналогичное нарушение повторно, то оно может быть дисквалифицировано.

Выше была описана услуга по общему порядку административного обжалования действия или бездействия государственных органов в рамках оказываемых ими государственных или муниципальных услуг. В большинстве случаев, необходимость в этом возникает в случаях, когда вы обратились за государственной услугой, например,  по регистрации прав на недвижимое имущество или регистрации организации, а государственный орган не предоставил услугу или совершил ошибку при ее оказании.

Но, кроме этого, в процессе осуществления предпринимательской и хозяйственной деятельности, бизнес встречается со множеством других ситуаций, когда порядок обжалования предусмотрен законами, регулирующими данную сферу деятельности. К таким правоотношениям относятся:

  • обжалование актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц регулируется частью первой Налогового кодекса РФ;
  • обжалование действий/бездействий судебного пристава исполнителя регулируется Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
  • обжалование актов таможенных органов и действий (бездействия) их должностных лиц регулируется главой 51 ФЗ от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • привлечение к административной ответственности в соответствии с КОАП РФ. Порядок обжалования регулируется главой 30 указанного кодекса;
  • обжалование действий/бездействий арбитражного управляющего в процессе банкротства. Регулируется ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • обжалование итогов торгов и других нарушений в сфере регулирования федеральной антимонопольной службы регулируется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • в области градостроительной деятельности регулируется «Градостроительным кодексом Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

Все ситуации, которые могут потребовать обжалования предусмотреть сложно, поэтому я указал наиболее часто встречающиеся.

Если вам необходима помощь в административном обжаловании действий или бездействий государственных, муниципальных органов, должностных лиц, решений или постановлений указанных лиц, я смогу вам помочь.

Для получения услуги, вам нужно заполнить форму бронирования, расположенную ниже.

После получения формы запроса, я свяжусь с вами для уточнения деталей поручения и согласования сроков и коммерческих условий оказания услуги. 

Судебный порядок обжалования

Еще одним путем обжалования является судебное обжалование. В зависимости от конкретной ситуации данный способ может быть дополнительным, более предпочтительным или единственным способом восстановления нарушенных прав.

Процесс судебного обжалования регулируется тремя кодексами, в зависимости от ситуации.

Первый — это Кодекс об административных правонарушениях РФ (КОАП), который регулирует порядок судебного обжалования, привлечения к административной ответственности, предусмотренной данным кодексом. Второй, Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС). Данный кодекс регулирует судебное обжалование решений и постановлений государственных или муниципальных органов, затрагивающие права заявителей физических и юридических лиц. Третий, Арбитражный процессуальный кодекс (АПК), который регулирует обжалование решений и постановлений государственных и муниципальных органов, нарушающих права и интересы предпринимателей и юридических лиц в процессе осуществления экономической деятельности.

Административная жалоба или административное исковое заявление, подаваемые в суд, могут содержать следующее требование:

  • о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого государственным или муниципальным органом, либо должностным лицом;
  • о признании незаконным полностью или в части решения или постановления, принятого государственным или муниципальным органом, либо должностным лицом, либо совершенного им действия (бездействия);
  • об обязанности государственного или муниципального органа, либо должностного лица принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  • об обязанности государственного или муниципального органа, либо должностного лица воздержаться от совершения определенных действий;
  • об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом;
  • о присуждении компенсации за нарушение государственным или муниципальным органом, либо должностным лицом, прав в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Судебная жалоба составляется в письменной форме и должна содержать:

  • наименование суда, в который подается жалоба или административное исковое заявление;
  • наименование заявителя (административного истца), если заявителем является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество заявителя, если им является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если жалоба подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при наличии);
  • наименование административного ответчика, если им является организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
  • сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
  • содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых заявитель обосновывает свои требования;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
  • сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
  • сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
  • иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
  • перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

Заявитель приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Сроки рассмотрения административного дела в суде первой инстанции обычно не превышают трех-четырех месяцев.

В отличии от административной жалобы, подаваемой в вышестоящий государственный орган, административное исковое заявление подается в суд. При этом, при подготовке заявления необходимо определиться с подведомственностью и подсудностью. Подведомственность, это вид суда, в который подается жалоба (арбитражный суд или суд общей юрисдикции).

Подсудность — это конкретный суд, в который нужно подавать заявление в зависимости от предмета судебного разбирательства и места нахождения ответчика.

Согласно ст. 17 КАС,  Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Статья 29 АПК РФ устанавливает следующие категории дел из административных правоотношений, подведомственных арбитражным судам:

  • об оспаривании нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
  • об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ относится к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
  • об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
  • об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

Подсудность того или иного административного спора нужно определять в зависимости от обстоятельств того или иного дела.

Судебное обжалование предусматривает несколько инстанций,  в которых может слушаться дело по вашей жалобе. Первая инстанция, рассматривает дело по существу. Вторая или апелляционная инстанция пересматривает решения первой инстанции, которые не вступили в законную силу. Кассационная инстанция пересматривает решения, вступившие в законную силу. Если решения, определения и постановления, указанных трех инстанций вас или вашего оппонента не удовлетворили, то вы можете обратиться в Верховный суд РФ.

Кроме этого, в отличие от административного обжалования, судебное обжалование предусматривает оплату государственной пошлины за рассмотрение вашей жалобы.

Таким образом, подача административного искового заявления процесс не простой и требует определенной подготовки.

Если Вам нужна квалифицированная помощь в подготовке жалобы, вы можете обратиться ко мне.

Для этого, вам нужно заполнить и отправить форму бронирования, расположенную на данном сайте. Получив запрос, я свяжусь с вами, для уточнения деталей проблемы, проведения экспресс-анализа, а также обсуждения коммерческих условий.

Этапы оказания услуги:

На данном этапе, Клиент заполняет форму бронирования, и таким образом инициирует обращение к бизнес-юристу. Выбирает форму консультации, дату и время удобные и свободные для оказания услуги (необходимо помнить, что юристу нужно время на подготовку,  а Клиенту на оплату услуг). Клиент кратко описывает свою проблему. При бронировании услуги, пожалуйста, проверьте, что вы правильно заполнили контакты и адрес электронной почты, что бы юрист смог с вами связаться.

На этапе обработки происходит уточнение запроса Клиента

  1. Уточнение деталей запроса.
  2. Согласование формы и сроков оказания услуги.
  3. Согласование коммерческих условий.
  4. Заключение соглашения на оказание услуги или соглашения о конфиденциальности, если это необходимо клиенту.

На данном этапе Клиенту выставляется счет, который он оплачивает. Происходит фиксирование оплаты счета, о чем уведомляется Клиент по телефону или электронной почте. В случае неоплаты счета Клиентом, оказание услуги приостанавливается до оплаты счета.

Юрист исследует проблему, с которой обратился Клиент, анализирует законодательство и судебную практику.

На данном этапе осуществляется процесс передачи Клиенту  результата. Это может быть в виде оказания Клиенту онлайн или офлайн-консультации, отправки письменной консультации или передачи документов, участия в переговорах или судебных заседаниях.

Клиенту также направляется Акт об оказании услуг или Акта приема -передачи услуг. Подписание Клиентом Акта является подтверждением того, что Клиентом оказанные услуги приняты в полном объеме и без замечаний.

Забронируйте юридическую консультацию

Создать учётную запись
Выйти
Редактировать мой профиль
Booking history
Subscribed items
Регистрация
close




Профиль
close







Booking history
close
ИД Дата бронирования Календарь Статус


My booking details
close


Детали бронирования

Пожалуйста выберите Юридические услуги
Ваших Юридические услуги элементов
We sent a verification code to the following address. Please enter a verification code.

В связи с изложенным выше, при оказании консультации по заключению опционного договора задача юриста помочь сторонам правильно определить и сформулировать как предмет соглашения, так и отлагательное условие, при наступлении которого у стороны возникнет право реализовать свое право на заключение договор. А также, помочь сторонам минимизировать риски, связанные с заключением и исполнением опционного соглашения.

Resources

Стоимость юридической услуги.

Стоимость моих услуг формируется в основном из стоимости эффективного времени, потраченного на процедуры, а также, в случае необходимости, привлеченных внешних  специалистов (юристов, менеджеров, программистов, финансистов и т.д.).  В среднем, стоимость часа работы в рамках услуги «Административное обжалование и судебная защита бизнеса» составляет от 5 000 в час.  Аналогичный порядок цен установлен и для услуги «Регламентирование и администрирование».  Установить верхний предел очень трудно, так как в настоящее время для внедрения и контроля используются цифровые технологии, стоимость работы специалиста-программиста очень сильно зависит от сложности работы.

Ориентировочная стоимость определяется после ознакомления с поставленными задачами. Прежде всего, анализа внутренней среды или ознакомления с материалами административного производства. При этом, данные действия моим Клиентам ничего не стоят. После проведения анализа Клиенту направляется коммерческое предложение со сметой и ориентировочной стоимостью услуг.

После оказания услуги, либо по завершении текущего месяца, если заключен долгосрочный договор, Клиенты получают отчет. В отчете указано, какие услуги были оказаны, какой результат, и сколько времени затрачено, с указанием стоимости.

Финальная стоимость зависит от многих факторов и в каждом проекте различна. Самое главное, что по полному тарифу Клиент оплачивает всегда только эффективную работу.

Более подробную информацию о формировании стоимости услуг бизнес-юристов вы можете найти на странице «Стоимость».

Забронируйте услугу, и в рамках подготовки соглашения и экспресс-анализа я смогу рассчитать стоимость оказания услуги.

Юрист - специалист по гражданскому и корпоративному праву

Контакты юриста Сергея Юркевича
Сергей Юркевич
Юрпрактик. Бизнес-юрист
моб. +7 (977) 441-03-27
yurpraktik77@gmail.com

Ищите опытного бизнес-юриста?